Формирования нравственных качеств обучающейся молодежи — основа социальной политики государства (часть II)

Как стать актером без образования? Никак. Надо иметь хотя бы базовые знания, основы  актерского мастерства. Специфика театрального искусства такова, что с первой минуты общения до итоговой (выпуск дипломного спектакля) педагог-режиссер оказывает непосредственное  влияние на развитие творческих способностей, воспитание художественного вкуса и формирование  личности обучающегося.

Выбор заданий, тем для этюдов, драматургические  отрывки, беседы, другие формы и методы обучения направлены на развитие  творческой личности в целом. У пианиста есть рояль, у скрипача скрипка, а у актера «инструмент» он сам. Как будет «настроен» этот «инструмент»,  зависит от личности  самого педагога-режиссера.  Студент может «зазвучать», а может и остаться надолго «закрытым» для педагога. Огромное значение  имеют  интерес и любовь педагога  к обучающейся молодежи,  его увлеченность педагогической работой и актерской школой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, выдержка,  профессиональная работоспособность.

Чтобы овладеть перечисленными  выше качествами, необходимо изучить, освоить закономерности и механизмы педагогического процесса в театральной деятельности. Это позволит каждую тему или раздел, расчленять на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить основную педагогическую проблему и способы ее оптимального решения. Необходимо опираться в своей деятельности на научную теорию. По театральному искусству их не так много в отличии от педагогики. Но нужно иметь в виду,  любая научная теория это совокупность законов и правил, а практика всегда конкретна и сиюминутна. К тому же применение на практике теории требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми педагог не всегда располагает. Педагогическая деятельность это целостный процесс, опирающийся на личный актерский и жизненный опыт, педагогические методики, психологию, философию и др., тогда как знания педагога чаще всего как бы разложены «по полочкам», т.е. не доведены до уровня обобщенных знаний, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что педагог-режиссер, занимающийся театральной деятельностью  не под влиянием теории, а на основе поверхностных представлений  о педагогической деятельности в театре оказывается беспомощным в профессиональном смысле. Главным становится развлекательность,  тогда как на первом месте должно быть формирование моральных и ценностных ориентаций, осознание общественного долга и гражданской ответственности, в особенности в театральной студии для подростков.

Ронами Татьяна Юрьевна
Афанасьев Сергей Алексеевич
Шрайбер Вадим Борисович

Часть I
Часть III
Часть IV
Часть V