«Сотри случайные черты» из цикла «Беседы при ясной луне». Часть 2.

(Мы продолжаем публикацию статьи Юрия Черепанова с рассказом о Заслуженной артистке России Галине Михайловне Соколовой (1940–1997) и её сотворчестве с нашей театральной школой-студией, по тексту, изданному 20 лет назад в газете «RF» № 29 за 1994 г.)

 Верно: самая простая истина заключается в том, что главное предназначение актера – играть, представлять на сцене, в кинематографе, на телевидении. Но ведь есть актеры, предназначение которых не только в том, чтобы играть, но и писать… К числу их принадлежит и замечательная актриса Галина Михайловна Соколова… В нашем актерском просторечии – Галка Соколова! – рассказывает народный артист СССР Юрий Яковлев. – Есть на Руси такое прекрасное, сказочное место в Костромской губернии – Щелыково, где было имение великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Так вот она, наша Галя, купила в деревне Лобаново, в окрестностях Щелыково, маленький домик, где в уютной комнатке, пахнущей свежим лесом и цветами, из окна которой открывается вид на Россию, сочиняет свои очаровательные произведения… Будь то сказка для детей, пьеса ли, текст ли для ежегодного актерского капустника, который называется «Аркадиадой», или ироничные эссе и шаржи на актеров. Сколько очарования, сколько прелести, сколько мудрости в ее до боли пронзительных русских вещах, которые буквально завораживают читателей!…

Добавлю к этим словам Юрия Яковлева, что она и зрителей умеет завораживать! И при этом как добрая волшебница, чародейка, помогает в своих пьесах ли, в знаменитых ныне в Москве ее «актерских капустниках» (традиция, восходящая к великому русскому актеру Михаилу Семеновичу Щепкину!) открывать новые артистические дарования. Не важно: в своем ли «Современнике» или на сцене, допустим, театра-студии «На 5-м этаже», где недавно вышла с ее участием шумная премьера «Женитьбы Фигаро» Бомарше. Да ещё какая! На нее, право же, попасть нынче не просто: в небольшом зале на каждом спектакле яблоку негде упасть – люди вдоль стен стоят! И какие вдруг актеры открылись в этой труппе – любой столичный театр мог бы позавидовать. Конечно, тут многое – от молодого режиссера Сергея Афанасьева, от художника Юрия Доломанова и композитора Александра Кулыгина, но не меньше и от Галины Соколовой, оказавшейся соавтором знаменитого классика Пьера Карона Бомарше: ведь она написала совершенно очаровательные, озорные, яркие стихотворные тексты песен, которыми буквально пронизан, напоен весёлый и искрометный спектакль!

Или вот сама она взяла и реализовала свою давнюю мечту – воскресить на сцене образ любимой ею русской поэтессы Марины Цветаевой. В доме Галины Михайловны целая полка цветаевских книг – на самом почётном месте. Да ей и не надо протягивать руку к книгам: пожалуй, нет ни одной цветаевской строки, которую актриса не знала бы наизусть, ни одного неизвестного факта необыкновенной и трагической биографии этой удивительной русской женщины и поэтессы!

(Продолжение следует, в нем коснемся детской театральной студии)

Все статьи по теме: часть 1, часть 3часть 4