«На пятом этаже»: Новое поколение выбирает классику

Для тех, кто уже много лет вместе с нами наблюдает творческую жизнь Московского театра «На пятом этаже», не составят сюрприза особенности нынешнего сезона.  Именно этого мы ожидаем раз в пять лет, с той самой периодичностью, с какой курсы театральных Вузов, сотрудничающие с этим коллективом, дают путёвку в жизнь молодым режиссёрам и актёрам.  И каждый пятый сезон имена «маститых» и «заслуженных» на афише театра безропотно размыкают стройные ряды.  Дипломные и оригинальные спектакли молодых обретают право на долгую жизнь, оплодотворяясь опытом и профессионализмом в
школе актерского мастерства. Даже исконное название театра, десятилетиями обитающего на своём этаже Дворца Метростроя, для молодых словно бы обретает особенный смысл: пять лет учёбы, пять лет подъёма (да не лифтом, как для нас с вами, а от ступеньки к ступеньке). И в конце – главный экзамен, будет ли он сдан не «родным» педагогам, а нам – неумолимым и требовательным зрителям?

Два режиссёрских дебюта уже состоялись на старте сезона. Показателен выбор «пресловутого» поколения.

Режиссёр А.Косюга (ещё студентом пришедшийся в театре ко двору в актёрских работах) избрал «Старосветских помещиков» Н.В.Гоголя для удивительно многоцветной и гармоничной сценической интерпретации, в которой – как по составу исполнителей, так и по восприятию мира – сплавились столь редко подозревающие друг о друге беспомощная беспощадность молодости и трогательная сила и мудрость жизненных итогов (спектакль «Не спите на сердце, страшное предвидится»).

А режиссёры-дебютанты А.Ищенко и И.Просекин обратились к классике 20 века: С.Мрожек, пьесы «Кароль» и «Забава» (спектакль «На троих, не считая»). Представленное прочтение этих пьес, несомненно, звучит откровением и обречено на большую жизнь. Мир в нём и не пытается выглядеть бессмысленным, но свыше призван выявить сокровенную сущность и естество каждого человека.

Молодёжь и опытные актёры вместе на сцене, столь же пёстрое единство – в зрительном зале.
Можно ли стать актером? Сложнейший экзамен сдан с честью.

И ещё две премьеру театру предстоят также в этом сезоне и тоже продолжают прослеживаемую линию. После дебютантов за режиссёрский пульт встают их педагоги (не правда ли, символичен порядок, когда молодых пропускают вперёд, а маститые ждут очереди).

Спектакль «ЛЮБОВЬ — КНИГА ЗОЛОТАЯ» (А.Н.Толстой, режиссёр С.Афанасьев) вырастает уже не из режиссёрского, а из актёрского дипломного спектакля вчерашних выпускников – задорного и яркого, безусловно, заслужившего дальнейшее внимание театра и наше.

И, наконец, на пике сезона мы оценим сегодняшний выбор Художественного руководителя театра В.Шрайбера, работающего над пьесой Д.Б.Пристли «Время и семья конвей.

Вопреки избитым мнениям, существуют детские студии актерского мастерства, рецепты вечной молодости, и театр «На пятом этаже» знает важнейший из них. Жизнь не иссякнет там, где сходятся противоположности, где любовь к классике сочетается с сайтом в Интернете  а широчайший спектр зрителей – с неизменно узнаваемым лицом. Остаётся лишь надеяться, чтобы тяготы нашего, всё ещё смутного, времени не сбивали театр с этого удивительного и непростого пути.