Советы для поступающих в театральный ВУЗ

Актриса и преподаватель театральной школы при театре «Постскриптум» Марья Афанасьева даёт советы поступающим в театральные вузы:

Узнайте кто набирает курсы и подготовиться к этому преподавателю

«Если бы ко мне подошел молодой человек какой-то, который планирует поступать в театральный институт, я бы ему посоветовала, во-первых, сначала узнать, как можно раньше, какие мастера и кто в этом году, в котором он планирует поступать, набирают курсы. Это довольно легко сделать. Можно просто посмотреть, кто выпускает у кого выпускные курсы в этом году. Но иногда бывает так, что набирает какой-то мастер, не тот, который только что выпустил курс, но все это узнать, в принципе, возможно и хорошо бы что-то про этих мастеров почитать, почитать их биографию, какие у них были работы? Если есть возможность, то даже походить на их спектакли или в театрах спектакли какие то идущие, или посмотреть даже на студентов, которые выпускаются, походить на дипломные спектакли к мастерам, которые будут набирать. Это даст возможность самому, во-первых, почувствовать куда больше хочется, где где больше сердце на что. А во-вторых, понять что-то про вкус мастера, про его взгляды, про то, какие люди ему интересны. Это даст какую-то возможность немножко ориентироваться, например, в выборе материала. Какому мастеру что читать, например. То есть вот, наверное, пункт номер один это узнать о набирающих мастерах и как-то с ними познакомиться. Не в смысле напрямую познакомиться, а в смысле познакомиться с их работой. Но, естественно, это не значит, что нужно потом в итоге идти и поступать только к кому то одному, кто особенно понравился, например, чьи работы понравились, к кому душа лежит. Поступать обязательно нужно везде ходить на туры нужно везде-везде, где только есть возможность во все вузы, потому что в первую очередь это опыт прочтения, даже если где то с первой же консультацией вступительные скидывают это в любом случае опыт, который бесценный, потому что этот опыт помогает потом на следующий раз меньше волноваться на следующую пробу. Какие то свои ошибки уже второй раз не допустить, например. Поэтому ходить нужно везде обязательно.

Быть готовым к провалу

И самое главное просто учитывать, что конкурс бешеный, бешеный. Я поступала очень много лет назад, выпустилась я в 2010 году. То есть поступала то я вообще давным давно, и конкурс был 800 человек на место. То есть сейчас он наверняка даже больше. Это обязательно надо иметь в виду. Поэтому ходить нужно везде, и нужно быть морально готовым к тому, что это по большому счету, в любом случае, это в каком то смысле лотерея. То есть нужно быть готовым к неудаче. Нужно, чтобы нервная система была к этому готова, к тому, что, если не получается, надо идти дальше, пробовать на следующий год и так далее. Конечно, все равно надо верить в успех. Но ходить нужно везде.

Выбрать правильный репертуар

Самая важная штука выбрать правильный репертуар для себя. Нужно много читать литературы разной, чтобы понять, какая литература отзывается в человеке, поступающим. Попытаться выбрать то, что отвечает на какие то твои внутренние вопросы, выбрать какой-то материал, который тебя действительно беспокоит, о котором тебе хотелось бы говорить, который показывает твой темперамент, твою эмоциональность. А это невозможно сделать, если ты сам равнодушен к материалу. Ну, выбрать какую-то тему, которая волнует молодого человека или молодую девушку, там, не знаю, первая любовь, какая-то обида, скажем. В общем, любая тема, которая может быть — несправедливость какая-то или наоборот, какая-то бешеная радость, какие-то победы так, чтобы в материале была эта тема заложена.

Материала должно быть много

Материала должно быть очень очень много: басня, проза, стих, безусловно. Но все это должно быть не в единственном экземпляре ни одна басня, ни один стих и ни одна проза. Чем больше, тем лучше. Но вопрос сколько? Даже нет ответа. Три, пять, хоть 10. То есть неограниченное верхнее количество. Сколько можешь найти, сколько можешь запомнить, сколько можешь подготовить. Потому что очень часто возникает вопрос если ты заинтересовал мастера, «прочитайте что нибудь еще?», чтобы посмотреть на человека с разных сторон. К сожалению, часто бывает, что у абитуриентов очень ограниченный список материала. Там почти везде есть анкета, в которой нужно написать, что ты будешь читать — туда не нужно писать все, нужно написать то, в чем максимально уверен. Начинать всегда нужно с этого, с того, в чем ты более уверен. Чувствуешь себя максимально комфортно, но вариантов должно быть много-много, чтобы на каждый вопрос «А еще что нибудь у вас есть? А еще что нибудь у вас есть?» Всегда был ответ есть, есть, есть. И материал должен быть разнообразный. Что-то и классическое, и что-то современное, что-то смешное комедийное, что покажет юмор, раскроет и что-то трагическое, лирическое, что раскроет с другой стороны абитуриента.

Материал должен быть короткий

Важно, что материал был короткий, потому что все равно будут останавливать, каким бы коротким он ни был. Поэтому нужно заранее выбирать коротенький материал и какой-то самый яркий фрагмент. Если мы говорим про прозу, то кусочек этот должен быть небольшой и самый яркий какой-то пиковый момент, какой-то кульминационный момент рассказа повести чего угодно, очень яркий.

Так, чтобы стартовать сразу с высокой ноты, потому что времени на раскачку нет совсем, потому что быстро останавливают, а останавливают быстро, потому что очень большой поток желающих поступать. Это и стихов касается. Они тоже должны быть яркими, не длинными, но теми, которые показывают темперамент максимально. Там, где нет никакой раскачки.

Что еще? Это, наверное, самое главное — огромное количество материала, его желательно готовить, конечно, с человеком каким-то, которому доверяешь с каким-то педагогом или с каким-то актером, или с актером-педагогом, с режиссером-педагогом. Важно, чтобы было какое-то доверие к этому человеку внутреннее.

Но нужно при этом понимать, что, наверное, ни один актер и ни один режиссер, педагог, который готовит абитуриента, не может дать никакой гарантии 100%-й, что этот человек поступит как бы хорошо, он не был готов, к сожалению, не всегда готовность равна поступлению. Увы, бывает по другому. И поступают люди не с первого раза. Это совершенно не значит, что ты что-то сделал плохо или неправильно. Это просто значит, что ты не подходишь именно этому человеку именно на этот курс, потому что курсы тоже формируют не просто так, а формируют с тем, чтобы там были разные очень люди, разные типажи, разные индивидуальности. Это только говорит о том, что ты просто не вписываемся в картину именно у этого набирающего мастера, именно в этом году, например. Это говорит только о том, что нужно дерзать дальше.

Быть готовым ко всему — петь, плясать, даже если не умеешь. Быть раскрепощенным

В общем, нужно чувствовать максимальную готовность абсолютную быть во всеоружии и быть готовым и к победе, и к поражению, обладать огромным количеством материала. Попросит спеть надо обязательно. Тут же смело начинать петь. Как бы ты ни пел, даже если петь ты не умеешь. Есть понятие актерское пение. Мы все таки поступаем в театральные институты. Это не вокальные какие-то истории. И в вокале тоже в первую очередь смотрят на то, как человек раскрывается, как он чувствует, насколько он раскрепощены, насколько он свободен, насколько он темпераменте. И то же самое касается и танца, когда говорят с танцуй, это обычно же бывает на последних турах. Хотя везде, кстати, по разному тоже нужно бросаться абсолютно в любой танец, в любой хорошо. Если ты умеешь танцевать, у тебя есть какая-тозаготовка. Это здорово, это плюс бонус. А если ее нет, то здесь и сейчас, как душа чувствует, так и делать. Очень здорово, если умеешь играть на музыкальном инструменте, на гитаре, например. То есть на том, что ты можешь взять с собой, потому что, например, фортепиано есть не везде с собой, ты его вряд ли будешь таскать по всей Москве. А гитара это вообще великая вещь, это тоже огромный бонус для поступающего человека, потому что все таки артист, который музыкален, это здорово, это такая дополнительная опция. И потом это тоже раскрывает тебя как творческую личность — когда ты можешь что-то сыграть, себе, как-то чувствуешь музыку и так далее. Вот, наверное, какие то такие основные вещи — все, что я могу сказать.

Марья Афанасьева,
актриса, преподаватель актерского мастерства.

Если вы хотите чтобы вам помогли профессиональные театральные педагоги, запишитесь на бесплатную консультацию в нашей театральной школе.