Статья из журнала «Страстной бульвар», 2003 год

Много лет в здании Дворца культуры «Метростроя» существовал Московский театр «На пятом этаже», который в первую очередь ориентируется на детскую и юношескую аудиторию, но имеет в своем репертуаре и значительное число спектаклей для взрослых. Несколько месяцев назад этот театр оказался на улице. В конфликте парадоксальным образом сошлись как явления из старого советского прошлого, известные под названием бюрократизм и волокита, так и реалии нового времени, имя которым — неулаженность имущественных отношений.

            Рассказывает режиссер театра Сергей Афанасьев.

Московский театр «На пятом этаже» возник в конце 40-х годов как драмкружок при «Метрострое». Потом он стал народным театром — между прочим, одним из первых в стране: самое первое постановление об образовании в Советском Союзе народных театров касалось как раз театров «Метростроя» и ЗИЛа. В 70-е годы он стал театром постоянной афиши. Все это время театр размещался во Дворце культуры «Метростроя».

С 1986 года мы, как это было тогда модно, перешли на хозрасчет, избавив тем самым Дворец культуры от трат на нас: до этого они нам оплачивали постановки, рекламу, работу педагогов, руководителей театра и так далее. Единственное, что предоставил нам ДК, — помещение, за которое мы не платили. Тогда же появилось название «На пятом этаже» — по месту, где мы обитали. Но от ДК мы не отделялись: мы организовали Театрально-зрелищное агентство «Арсенита», куда вошли как руководство театра, так и руководство ДК в лице его директора.

Мы работали очень активно — тогда у нас было около 400 спектаклей в год. Мы играли по два вечерних спектакля — в пять и в восемь — и по три детских. У нас были полные залы, театр гремел. И в какой-то момент управление культуры Центрального округа Москвы предложило нам стать муниципальным театром.
Процесс учреждения был доведен почти до конца: у нас на руках уже был приказ о создании Московского театра «На пятом этаже» и заверенный Устав. Мы уже хотели это отмечать, благодарить и так далее — оставалась получить всего одну печать (Оставалось получить печать театра, которая уже была заказана) . И вдруг все остановилось: Ю.М.Лужков издал постановление, запрещающее округам учреждать театры, такое право осталось только за городом.

Нужно было начинать все сначала. Мы пытались возобновить процесс учреждения через полгода, через год, через два, через три, — в результате он был возобновлен только через шесть лет, в 2000 году. Причем в это время другие театры возникали, их учреждали, они прекрасно плодились, а нам — уже существующему театру с огромным репертуаром — говорили: сейчас нет денег, давайте подождем, деньги появятся — сразу учредим.

В 2001 году вице-мэр Л.И.Швецова еще раз инициировала процесс учреждения театра, уже в статусе театра для детей и молодежи. Но опять он был перенесен на 2002-й год, потом на 2003-й, теперь на 2004-й. А в связи с проблемами, которые у нас возникли год назад, процесс учреждения попросту остановился.
До 2002 года у нас не было никаких проблем: было помещение, был репертуар, мы прекрасно работали. Дворец культуры находился всегда, в общем-то, на обочине интересов «Метростроя»: ДК не брал с них особых денег и существовал фактически сам по себе; здание ему было передано в оперативное управление.

Но вдруг поменялось руководство «Метростроя». И новое руководство обнаружило, что у них, оказывается, есть здание в центре Москвы, а они ничего с этого не имеют. Они поменяли руководство Дворца культуры — директором назначили замдиректора коммунально-строительного управления «Метростроя» Пригода Б.Ф., сделали ремонт. А потом очень хитро вывели ДК из подчинения «Метрострою»: создали автономную некоммерческую организацию «Дворец культуры Метростроя», и «Метрострой» внес туда свою долю зданием — мы так предполагаем. А по закону вклад участников автономной некоммерческой организации перестает быть собственностью вкладчика и становится собственностью этой организации. То есть они здание Дворца культуры фактически приватизировали. Когда стали оформлять эту сделку в правительстве Москвы, их схватили за руку: это же государственная собственность, которая была вам передана для создания культурного учреждения, как же вы можете ее приватизировать? Но каким-то образом они этот процесс все-таки довели до конца. И теперь здание фактически принадлежит не «Метрострою», а этой автономной некоммерческой организации. (Вопрос не до конца понятен:  помощник Л.И. Швецовой Войтковский выяснил в Департаменте государственного и муниципального имущества Москвы, что здание ДК по прежнему принадлежит КСУМу Метростроя, хотя в ответе Герасимову они писали, что это собственность АНО «ДК Метростроя». Кто кого водит за нос?)

Новое руководство стало требовать с нас плату за аренду по коммерческой стоимости, как с солидного офиса, — тогда это было 250 долларов с квадратного метра в год, неподъемная для нас сумма. Деньги мы зарабатываем, мягко говоря, небольшие: у нас недорогие билеты — на детях грешно зарабатывать. Мы как-то сводили концы с концами, выходили в ноль. На каком-то периоде влезали в долги, а летом или зимой, в каникулы, расплачивались. Естественно, платить за аренду такие баснословные деньги мы не могли.

Впрочем, нам было сказано: если вы докажете, что вы кому-то нужны, если найдете авторитетного человека, который за вас замолвит слово, мы от вас отстанем. И вот в течение года мы искали этого авторитетного человека. Но для них не оказались авторитетами ни Михаил Ульянов, ни Константин Райкин, ни Михаил Шатров. Мы пытались предлагать какие-то компромиссные варианты — платить на уровне муниципальных ставок, на уровне бюджетной организации, еще что-то. Мы говорили: у нас есть реальный офис — мы и оплачиваем его как офис, по 250 долларов. Но у нас есть склады, мы не можем платить за них как за офис — давайте будем платить по 50 долларов. И за сцену мы не можем платить, как за офис, к тому же за сцену не мы одни должны платить. Ну давайте мы будем платить 100 долларов за квадратный метр. Но ведь еще у нас есть большая студия актерского мастерства в Москве. Они все эти варианты отвергали. А цена тем временем выросла до 325 долларов.

Поскольку компромисс так и не был найден, в августе мы получили от руководства ДК письмо с требованием освободить помещение до 20 сентября. А на 20 сентября у нас как раз было намечено открытие сезона. Они же прекрасно понимали, что если мы сезон откроем, то закрыть нас уже будет сложнее. Мы обратились за помощью к Ромуальду Крылову-Йодко, начальнику управления культуры Центрального округа Москвы. Он написал руководству ДК письмо в таком духе: в случае, если вы сочтете целесообразным встретиться для урегулирования данного вопроса, я предлагаю вам встретиться. То есть звучало это как «я не считаю это целесообразным». И они этот намек прекрасно поняли: 19 сентября, накануне открытия сезона, они опечатали помещение.

А Крылов-Йодко, тут же доложил вице-мэру Л.И.Швецовой и председателю комитета по культуре правительства Москвы С.И.Худякову: мол, в связи с тем, что у театра нет помещения, театр учредить невозможно. Получился замкнутый круг: не могут учредить, потому что нет помещения, а помещения нет, потому что нас который год не могут учредить. Если бы нас учредили в 2002 году, как и планировалось, мы бы сейчас платили по государственным расценкам. И «Метрострой» не мог бы с нами по-хамски разговаривать, потому что мы были бы государственным театром, и все переговоры они бы вели уже с правительством Москвы.

А теперь управление культуры Центрального округа вроде бы не при чем: мы ничего не можем сделать, у них нет помещения. На запрос депутата Госдумы Шышлова (аналогичное письмо пришло на адрес театра, копию прилагаю) Швецова ответила, что в связи с отсутствием финансирования и помещения у театра процесс учреждения приостановлен; мы вернемся к этому вопросу, когда будут соответствующие условия — то есть когда найдем помещение.

Сейчас мы вывезли из ДК четыре детских спектакля и два взрослых и мотаемся, играем, где только можем: в школах, театрах, во Дворцах культуры; на каникулах играли в театре в Переделкине. Параллельно мы пытаемся найти какое-нибудь помещение, которое нам сдали бы в аренду, чтобы завершить процесс учреждения, обращаемся в префектуры Москвы: есть же культурные центры, дворцы культуры, которые не очень активно работают. У нас ведь театр маленький: общая площадь, которой мы пользовались, была 360 квадратных метров. Найти в Москве 400 метров — я думаю, это вполне реально. В ответе Швецовой написано, что даны указания (ТОЛКАЧЕВ Олег Михайлович — первый заместитель  Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель комплекса по имущественно-земельным отношениям, руководитель Департамента государственного и муниципального имущества) О.(…)Толкачеву вмешаться в нашу проблему и как-то помочь. А ведь для Толкачева это проблема — дело вообще двухминутное.

До Лужкова наши письма, естественно, не доходят. Их тут же спускают Швецовой, Швецова — Худякову, Худяков — Крылову-Йодко, Крылов-Йодко отвечает. Хотя Лужков эту проблему мог бы решить одним звонком.

А «Метрострой» сейчас сдает свои площади коммерческим структурам, прикрываясь тем, что «для сохранения ряда творческих коллективов мы вынуждены сдавать часть наших помещений». Хотя этот «ряд творческих коллективов» заканчивается четырьмя, а было их когда-то сорок: там остались хоровая студия, русский хор( арендует помещения), танцевальный коллектив и еще кто-то. Четыре творческих коллектива, которые занимают три комнаты, а помещение 5,5 тысяч квадратных метров якобы сдается для того, чтобы их содержать — это просто смешно!(Сейчас в ДК всего ДВА  творческих коллектива и один арендует помещение)

Если они и приватизировали это помещение, они не имеют права его перепрофилировать, и уж точно не могут выгнать детскую театральную студию, это просто кощунство. Они же его фактически перепрофилировали, а эти четыре (три) коллектива держат для того, чтобы называться культурным учреждением и пользоваться соответствующими льготами. А руководители этих оставшихся коллективов нам говорят: как только вы перестанете с ними бодаться, они окончательно почувствуют свою безнаказанность и мы тоже окажемся на улице. То есть они прекрасно понимают, что пока вокруг нас есть шум, для них это определенная гарантия. А мы, конечно, туда вернуться не можем. Но пока там остается весь наш скарб от наших 23 спектаклей: это оформление — наши спектакли хорошо оформлены, у нас очень хорошие художники работают, — это костюмы, фонограммы и так далее. Это огромный багаж, который оказался фактически никому не нужным. Пока есть шум вокруг театра, пока есть пресса, телевидение, мы понимаем, что они это все хотя бы не выбросят. Но как только ситуация сойдет на нет…
(завтра — 21.12.03, мы вывозим все имущество)

Сейчас, пока мы не можем полноценно работать в Москве, мы готовы выехать куда угодно на гастроли. Мы и раньше много ездили, мы коллектив мобильный. И если у кого-то есть свободная площадка и желание с нами поработать — мы будем рады.

А за свой театр мы будем продолжать бороться!