Кстати, не сразу вспоминаешь, что мучительным счастьем всех этих вопросов и впечатлений обязан ещё одной ипостаси правды, словно бы живущей бок о бок с нами, москвичами, быть может, чуть выше или ниже по лестничной площадке. Так непринуждённо звучит название: Московский театр «На пятом этаже», так удачно и интимно расположен он в башенке «дворца» — и лифт, и лесенка рядом, ну просто из жилого дома; камерное фойе — та же гостиная, полная семейных фотографий; удивительно театральный, уютный зал на 150 мест, где каждому по силам «дотянуться рукой», ощутить себя с актёром наедине. И никого не удивляет, что этот зал театру милее большого в том же здании, милее ежедневный труд ради встреч со зрителем глаза в глаза, вне халтуры и фальши. Здесь по-соседски, пронзительно близки зрителю герои Птушкиной и Галина, Булгакова и Горина, Чехова и Бомарше, Гоцци и Пристли, Володина, Эдлиса, Лоулера, Касоны… теперь и Ива Жамиака. Есть также ещё одна нетерпимая к фальши категория зрителей, об руку с родителями или учителями открывшая для себя здесь Пушкина и Стивенсона, Гофмана и Милна, Сефа, Соколову, Хайта, Заходера и других любимых авторов.
Джузеппе Скуто, руководитель флорентийской труппы Пиранделло («Lo stanzone delle apparizioni»), на днях прислал мне ту же мысль: что на разломе наших общих тысячелетий лишь в театре люди не лгут. С театром «На пятом этаже» и режиссёром спектакля «Азалия» Сергеем Афанасьевым (он же является руководителем студии, в которой проходят курсы актерского мастерства) его многое связывает. А другого жителя как Флоренции, так и Франции, по имени Леонардо да Винчи, с немалым правом можно причислить к соавторам художника (сценографа с не меньшей известностью в театральном мире) Валерия Фомина. Не только Леонардо-живописец, а так же инженер (кстати, театру не чуждый) пришёлся вполне ко двору в этой компании людей, творящих спектакль по законам не одних лишь слов и событий, но и высоким законам зрелища (что совсем не противоречит одно другому).