Объясните ребенку слово “Критик”

22.03.2018

Что должны знать дети в театральной студии для подростков

Слово “Критик” высокомерное. Оно, прежде всего, вызывает представление о человеке, присвоившему себе право судить и рядить обо всем, что появляется на сцене. Однако этого было достаточно, чтобы относиться к “сословию” критиков с предубеждением.

Если вы спросите критика, то он отнесется к подобному предубеждению с изумлением. Он вам скажет, что критик, не что иное, как отразитель вкуса публики, составитель эстетических требований. На свое же дело он смотрит, как на мучительное ремесло, озаряемое только его страстью к театру.

Драматурги отрицают у критиков эту любовь к театру. Они иногда объясняют ругательные рецензии возрастом рецензентов. Драматурги утверждают, что критики устали, что нету критиков моложе 40 лет, что посещения театров им надоели… Отсюда, что бы им не показал театр – они все бранят. Сидеть в театре изо дня в день для них мучение. Они злятся и свою злость переносят на оценку пьесы.

Но театральная критика существует, и существует давно. И детей в школах театрального искусства необходимо к этому приучать. Указаний на то, что она должна выйти из обихода, совсем не видно. Все театры без исключения обнаруживают интерес к тому, чтобы каждый спектакль прошел перед глазами критики.

И не одни театры. Следить за рецензиями внимательно стала публика. В театр ходят по рецензиям. Пока не появились статьи, публика посещает театр вяло, какой бы популярностью он не пользовался. Сборы начинаются только после первых рецензий. Это лучшее доказательство, что самая широкая реклама не может заменить самого скромного отзыва в 30 строк.

Значение критики для школ театрального искусства

В чем же тогда дело? Прежде всего, значение критики определяется значением искусства, которому она служит. Театральное искусство в современной жизни играет чрезвычайно важную роль. Театр не только развлечение. Театр потребность, соответствующая известным психологическим свойствам, врожденным испокон веков. Театр – искусство, обслуживаемое всеми искусствами: живописью, музыкой во всех ее видах, поэзией…

Театр – искусство, творение которого рассчитано на всенародное пользование, на пользование разнокалиберных людей. Оно должно объединить их в одном чувстве, заразить одним общим настроением. А детская театральная студия является мощным рычагом для введения в общественное сознание идей…

Не исчерпалась, конечно, и десятая доля того, что можно сказать о значении театра, о его совершенно особом положении среди искусств. Отсюда большая ответственность, падающая на театрального критика. Он, прежде всего, публицист при театре. Он не может обходить молчанием общественного значения разбираемого спектакля. Он обязан пояснить его нравственный смысл. Он литературный критик, потому что в основе спектакля, как правило, литературное произведение – пьеса. Наконец, он обязан разобраться в сценическом исполнении – постановке и актерской игре. Естественно, из этого вытекает не только право, а долг отмечать погрешности общественного, литературного и сценического характера. Его главное свойство быть искренним.

Остальные выводы из сказанного очевидны…

Статья о театральном представлении задевает чувствительные струны: имущественный интерес и художественный авторитет. Или статья бесцветна, не удовлетворяет читателя, и вообще плоха. Или она кого-нибудь бьет по карману и, одновременно, по самолюбию. За каждым отзывом у его автора прибавляются враги, и всегда во множественном числе. Вот чем стрелы театрального критика отличаются от стрел критика литературного. Последний рискует обидеть только автора, иногда издателя…Театральный рецензент сразу десяток людей. Добавьте еще зрителей, несогласных с рецензией. Противоречащая вынесенными ими из спектакля впечатлениям, она всегда болезненно задевает. Все это необходимо объяснять ребенку на этапе набора в театральную студию, ведь ему придется рано или поздно столкнуться с этим.

Рекомендую прочесть пролог к “Фаусту”, - пролог, происходящий в театре – беседу перед представлением директора, драматурга и “веселой личности”. В этом разговоре Гете начертал самый сжатый и в то же время самый полный наказ театру. И дал вечную характеристику театральной публике.